Новости  |  Снос-2023  |  Исследования  |  #архрейтинг  |  Ратная палата (YouTube)
 

 Мнение

Михаил Золотоносов, журналист

Я бы на прежних местах оставил четыре памятника Ленину 

16/03/2015 19:17

В справочнике «Памятники и мемориальные доски Ленинграда» (Лениздат, 1979) было описано 95 памятников Ленину. Большая часть из них была поставлена на территории заводов и фабрик. Естественно, сейчас памятников Ленину осталось гораздо меньше, заводов тоже почти не осталось.

Какие-то памятники были уничтожены: например, в конце марта 2004 года разбили памятник Ленину, стоявший на территории «Адмиралтейских верфей» (вроде бы с 1935 года, был сделан из цемента, при демонтаже рассыпался), — в связи с устройством мемориала, посвященного 300-летию предприятия. В том же 2004 году на набережной Мартынова случайно обнаружилась статуя Ленина, ранее стоявшая на территории завода «Вулкан» и уже предназначенная в металлолом…

Я бы на прежних местах оставил четыре: на площади Ленина перед Финляндским вокзалом, на Московской площади, перед фасадом Смольного и у вокзала станции Разлив. Логика, которую я имею в виду, такова. С одной стороны, это знаковые исторические места: Финляндский вокзал, где Ленина встречали в апреле 1917 года; Смольный — штаб революции; Разлив, где Ленин жил в шалаше вместе со своим секретарем Зиновьевым.

С другой стороны, памятник на Московской площади перед Домом Советов. Здесь Ленин не только центрирует пространство сквера, нынче испорченного фонтанным комплексом, но и сопрягается стилистически и по смыслу с гигантским зданием Дома Советов.

Если кто-то хочет, сняв Ленина, водрузить новые статуи, то надо учитывать, во-первых, исторический контекст, во-вторых, градостроительную ситуацию. Скажем, памятник Сергию Радонежскому, установка которого превратилась в стране в эпидемию, странно бы смотрелся перед Смольным или перед Домом Советов. Все-таки Смольный вошел в историю как штаб революции, а не как Институт благородных девиц, и не стоит пытаться уничтожить историческую память об этом.

Например, бюст Ленина убрали из Большого зала Московского вокзала, заменив его бюстом Петра I, который А. Чаркин почти что скопировал с Растрелли. Но какое отношение Петр имеет к Николаевскому вокзалу? Никакого. Поэтому это образец бессмыслицы. В то же время совершенно оправданно, что в 2003 году на парадной лестнице Витебского вокзала Ленина сменил Николай I. Так что замена статуй на старых пьедесталах — дело непростое.

Что же касается демонтированных объектов, то я давно призываю создать парк памятников и декоративных скульптур. Отличное место для него — парк 300-летия Петербурга. Был бы музей под открытым небом, не надо было бы ломать голову, куда поставить то, что морально устарело.

Скажем, Дзержинский со Шпалерной улицы прямо просится в такой парк вместе с тем же Лениным, спрятанным во дворе Института им. Лесгафта, или Лениным, установленным на территории эксплуатационного локомотивного депо СПб-Пассажирский-Московский (Днепропетровская улица, 2). Это тот Ленин, который в 1957 году был установлен в Большом зале Московского вокзала, но в 1967 году был перенесен к зданию депо, поскольку в зале его заменили бюстом (к 50-летию Октябрьской революции в здании вокзала сделали большой ремонт). Куда, кстати, делся бюст Ленина, не знает никто.

В парк памятников и декоративных скульптур можно было бы отправить и подарки, нелепые в городской среде, типа бюста Неллигана, памятников Каподистрии, Джамбулу Джабаеву, Тукаю и Низами. Собранные вместе, они смотрелись бы как экспонаты музея. Так делают во многих странах, такой парк есть в Москве. Это был бы такой большой общегородской запасник монументалки. В такой парк было бы интересно приходить, здесь объекты зрители увидели бы, потому что, например, кто знает, где стоит Неллиган и вообще кто он такой (на самом деле он основоположник франкоязычной поэзии Канады).

Наконец, третий тематический раздел парка — современная декоративная скульптура, которая создается на симпозиумах и потом ставится в городской среде в совершенно неподходящих местах.

Источник

Изображения, прикрепленные к публикации:

Михаил Золотоносов

 Комментарии 


  1. deleted

    20/03/2015 в 18:10 | #1 | Ответить | Цитировать

    @Инкери

    В совке обычно живет мусор. Конечно, каждый волен считать себя кем угодно, но выносить эти комплексы на публику...

  2. Редактор

    19/03/2015 в 13:23 | #2 | Ответить | Цитировать

    @

    Virus TI

    Вы выбрали неудачные фотографии: на одной деревья еще не выросли, на другой зелени нет.

    Площадь была не мертвая, а парадная. Как и Дворцовая.

  3. Инкери

    19/03/2015 в 10:32 | #3 | Ответить | Цитировать

    @М.Р.

    Советофобия, потому что люди жили в совке.

    Из истории никто выкидывать ничего не предлагает.

  4. М.Р.

    19/03/2015 в 09:56 | #4 | Ответить | Цитировать

    Откуда у людей такая жуткая советофобия? Как ни крути, этот кусок истории выкинуть никак нельзя. каким бы он ни был. поэтому войну с памятниками считаю глупой затеей

  5. Roman_P

    18/03/2015 в 20:38 | #5 | Ответить | Цитировать

    deleted :@Roman_P

    Какая разница?

    Существенная. Как между памятником Ленину на главной площади и где-нибудь в музее.

  6. Virus TI

    18/03/2015 в 20:22 | #6 | Ответить | Цитировать

    Редактор :

    Virus TI :

    Ёлки-моталки, у него уже фонтаны испортили Московскую площадь.

    Всё, клиника.

    И я так же считаю. Был достойный и красивый сталинский ансамбль. Теперь же никто на него попросту внимания не обращает. Так же как и на площади Ленина (но там с архитектурой дела очень плохо обстоят).

    А то раньше обращали -)

    Мне кажется, у фонтана довольно удачная композиция, которая не нарушает симметрию Московской площади и подчеркивает доминантную роль Дома Советов. При этом, с появлением фонтана площадь стала живой, там постоянно гуляет народ. Раньше там было довольно неуютное «мертвое» пространство.

    upload.wikimedia.org/wiki...4%D1%8C_2005.jpg

    sovtime.ru/foto/content/G...Leningrad/10.jpg

  7. deleted

    18/03/2015 в 18:58 | #7 | Ответить | Цитировать

    @Roman_P

    Какая разница?

  8. Roman_P

    18/03/2015 в 18:11 | #8 | Ответить | Цитировать

    deleted :@внук блокадников

    А на Украине все будет сложно, пока Пирогова не похоронят?

    Он в центре Киева лежит?

  9. deleted

    18/03/2015 в 17:43 | #9 | Ответить | Цитировать

    @внук блокадников

    А на Украине все будет сложно, пока Пирогова не похоронят?

  10. Редактор

    18/03/2015 в 13:05 | #10 | Ответить | Цитировать

    Virus TI

    :

    Ёлки-моталки, у него уже фонтаны испортили Московскую площадь.

    Всё, клиника.

    И я так же считаю. Был достойный и красивый сталинский ансамбль. Теперь же никто на него попросту внимания не обращает. Так же как и на площади Ленина (но там с архитектурой дела очень плохо обстоят).

  11. внук блокадников

    18/03/2015 в 12:32 | #11 | Ответить | Цитировать

    Отличная идея — убрать все памятники Ленину в парк, а саму мумию похоронить. Пока не похороним — будет сложно Родине.

  12. Инкери

    18/03/2015 в 11:37 | #12 | Ответить | Цитировать

    @инженер

    Если бы мы думали как вы, то катались бы в Ленинградском ордена Ленина метро имени Ленина со станции Ленинский проспект.

  13. Roman_P

    18/03/2015 в 11:04 | #13 | Ответить | Цитировать

    инженер :@Roman_P

    Ну так и хорошо. Пускай стоят.

    Зачем покушаться?

    Согласен, что пускай стоят. Но лучше в специально отведённом под эти цели парке.

  14. инженер

    18/03/2015 в 10:45 | #14 | Ответить | Цитировать

    @Roman_P

    Ну так и хорошо. Пускай стоят.

    Зачем покушаться?

  15. Roman_P

    18/03/2015 в 10:12 | #15 | Ответить | Цитировать

    @инженер

    Что-то в нашей стране никого не «побороли», кроме Дзержинского и ещё пары монументов в Москве.

  16. инженер

    17/03/2015 в 16:40 | #16 | Ответить | Цитировать

    @Roman_P

    Борются. На изломах истории, как на Украине сейчас и в нашей стране несколько раз.

  17. Roman_P

    17/03/2015 в 14:17 | #17 | Ответить | Цитировать

    инженер :"Благо в квартире посуды немерено,

    А то ведь на кухне весь день чашки бьют.

    Слышатся крики: «Не трогайте Ленина!»,

    «Сталин — палач», «Президента под суд!»...

    © Шаов

    С монументами бороться всяко проще, чем, скажем, с коррупцией.

    Тогда почему с коррупцией хоть как-то борются, а с монументами — нет?

  18. инженер

    17/03/2015 в 12:23 | #18 | Ответить | Цитировать

    "Благо в квартире посуды немерено,

    А то ведь на кухне весь день чашки бьют.

    Слышатся крики: «Не трогайте Ленина!»,

    «Сталин — палач», «Президента под суд!»...

    © Шаов

    С монументами бороться всяко проще, чем, скажем, с коррупцией.

  19. Чау-чау

    17/03/2015 в 10:42 | #19 | Ответить | Цитировать

    По моему, там портят всё крупные многоструйные водомёты. Небольшие одноструйные фонтанчики очень даже милы. Аналогичная ситуация и на площади перед Финляндским вокзалом.

  20. Roman_P

    17/03/2015 в 10:26 | #20 | Ответить | Цитировать

    Золотоносов ещё и щедр. Я бы и перед Смольным убрал.

  21. Алексей

    17/03/2015 в 09:35 | #21 | Ответить | Цитировать

    @Virus TI

    Фонтаны действительно испортили площадь, потому что их не было там никогда и архитектор не поддразумевал их в проекте. Московская площадь — парадная площадь и такой задумывалась, там не место фонтанам. Если вам лично нравяться фонтаны, это не повод пихать их всюду где заблагорасудится.

  22. Virus TI

    17/03/2015 в 09:04 | #22 | Ответить | Цитировать

    Ёлки-моталки, у него уже фонтаны испортили Московскую площадь.

    Всё, клиника.

  23. Павел

    17/03/2015 в 02:29 | #23 | Ответить | Цитировать

    Randyy :

    Павел :

    Все-таки не надо доводить принцип «памяти места» до абсурда. Петр стоит на Московском вокзале потому что это основатель города.

    т.е. Петра можно совать в городе куда угодно, и он везде будет к месту?

    Слишком много не надо, но на вокзале самое место.

  24. вЪсовщикъ

    17/03/2015 в 02:01 | #24 | Ответить | Цитировать

    @Вадим Кузьмицкий

    духовная скульптура? что это такое ?

    для создания же эстетически выразительных скульптур лягушек, макак и кенгуру нужен новый барон Клодт

    но за прошедший век из трех сестер-граций Ваяние постарела и выродилась больше всех

  25. Andy

    17/03/2015 в 01:54 | #25 | Ответить | Цитировать

    @Вадим Кузьмицкий

    сравнили тоже — царя зверей и плешивого бабуина

  26. Вадим Кузьмицкий

    17/03/2015 в 01:19 | #26 | Ответить | Цитировать

    В Петербурге слишком много скульптур львов. Я предлагаю оставить четырех львов, а на остальные постаменты поставить других животных — лягушек, макак и кенгуру, например. Львы — кровожадные хищники, им не место в нашем городе!

    Можно оставить льва возле зоопарка, потому что это логично: лев живет в зоопарке. Можно оставить еще одного льва возле цирка. Потому что в цирке тоже выступают львы. Еще с некоторой оговоркой допустимо оставить львов на пристани, потому что их туда привозят.

    Скажите мне, что делают львы на стрелке Елагина острова? У нас что, львы по паркам гуляют? Ну думать-то надо, должна же юыть хоть какая-то привязка к месту? Там, к тому же, дети гуляют, чему мы их учим?!

    Давайте честно скажем: три четверти, если не больше, этих скульптур — типовые, они не представляют особой художественной ценности. Нужно освобождать место для более духовных скульптур. Оставим четыре льва. Остальных львов — в Африку! Избавим, наконец, Петербург от этого кошмара!

  27. Andy

    17/03/2015 в 01:16 | #27 | Ответить | Цитировать

    памятник бабуинам ставить не нужны — по крайней мере до тех пор, пока @gp не будут пускать в Европу без визы, а вот идею памятника трамваю я, как это не парадоксально звучит, я поддерживаю — наверное, не стоит напоминать, где ставят памятники?

  28. ???

    17/03/2015 в 01:09 | #28 | Ответить | Цитировать

    Ну, уж неллиганов, тукаев и джамбулов вместе с ханом азербайджанским — в сад! Персоне надо заслужить место в Петербурге, а петербургским властям — не давать бездумно место под истуканов. И Шевченко туда же, сваянного канадским эмигрантом.

  29. gp

    17/03/2015 в 00:11 | #29 | Ответить | Цитировать

    лeнинов нужно убрaть,кaк срaлeнов в своe врeмя

    И постaвить нa их мeсто пaмятники бaбуинaм и трaмвaям.

  30. Randyy

    16/03/2015 в 23:55 | #30 | Ответить | Цитировать

    Павел :

    Все-таки не надо доводить принцип «памяти места» до абсурда. Петр стоит на Московском вокзале потому что это основатель города.

    т.е. Петра можно совать в городе куда угодно, и он везде будет к месту?

  31. вЪсовщикъ

    16/03/2015 в 23:39 | #31 | Ответить | Цитировать

    Andy :

    кстати, а сколько лейчас в городе осталось лукичей? Эдакий тихий ленонопад!

    по последним данным

    www.online812.ru/2015/03/12/006/

    18

    без бюстов и цементных тушек

    25 лет назад насчитали 107

  32. Андрей

    16/03/2015 в 23:00 | #32 | Ответить | Цитировать

    Какие ещё памятники Ленину? Ленин — это погибель России. Давайте лучше памятники Чикатило поставим, от него было вреда на много порядков меньше.

    [удалено]

  33. Andy

    16/03/2015 в 22:53 | #33 | Ответить | Цитировать

    кстати, а сколько лейчас в городе осталось лукичей? Эдакий тихий ленонопад!

  34. Павел

    16/03/2015 в 22:04 | #34 | Ответить | Цитировать

    Все-таки не надо доводить принцип «памяти места» до абсурда. Петр стоит на Московском вокзале потому что это основатель города.

  35. вЪсовщикъ

    16/03/2015 в 20:12 | #35 | Ответить | Цитировать

    у нас есть уникальная возможность создать целых два Карловых моста в городе, разместив статУи борцовзанародноедело на их мостовых устоях

    есть мосты 1950-х гг, с частыми арками. в частности Сампсониевский и Б.Крестовский, на каждом из них — по 7 арок и соответственно 16 мест для размещения скульптур

    и выбор истуканов богатый — бланк-ульянов, дзержиньский, костриков-киров, калинин, володарский, плеханов...никого не забыл ?

    чем феликсэдмундович хуже Св. Иеронима ?

    на 32 посадочных места хватит.

    и поток туристов да не иссякнет в нашем Богоспасаемом городе

  36. ???

    16/03/2015 в 19:51 | #36 | Ответить | Цитировать

    То есть Вы за возвращение памятника Дзержинскому на Лубянскую пл.? Уж здание на Лубянке ни у кого теперь не ассоциируется со страховым обществом «Россия».



Прежде чем оставить комментарий, ознакомьтесь с правилами. В них, в частности, говорится о склонении Купчина и Репищевой улицы.
В некоторых случаях робот может отправить ваш комментарий на модерацию.

 



 RSS-лента комментариев  Лента комментариев к этой публикации